Открыть меню

Гиперактивный ребенок: что делать?

Гиперактивный ребенок: что делатьВ норме ребенок должен быть подвижным, жизнерадостным, любознательным и активным. Он познает мир, а сидя на одном месте это не сделаешь, он должен все потрогать, попробовать на вкус, иначе никак, ему доступен только один способ освоения окружающего мира — приобретение собственного опыта. Мы, взрослые, часто бываем недовольны непоседливостью своего ребенка.

Но у детей встречаются иногда особенности развития, когда процессы возбуждения превалируют над процессами торможения в нервной системе. Такие дети тоже подвижны, но подвижность носит явно выраженный разрушительный характер. Они беспокойны, не могут занять себя даже на несколько минут, раздражительны, любой отказ тут же встречает яростное сопротивление. Это так называемые гипердинамические дети или дети с синдромом дефицита внимания (СДВ).

Характеристика гиперактивного ребенка

Ребенок постоянно суетится, он хватается за одно, но тут же бросает и переключается на другое. Если попросить его выполнить несколько действий (от двух до четырех в зависимости от возраста) последовательно, то он не сможет их воспроизвести.

Делает, не думая. Ребенок не может оценить обстановку, по этой причине часто попадает в опасные ситуации.

Есть явные нарушения развития внимания. Ребенку с СДВ тяжело сконцентрироваться, он легко отвлекается. Его внимание постоянно приходится стимулировать. Этот признак является самым главным в диагностики СДВ.

Эмоциональная неустойчивость — еще один из главных признаков поведения гиперактивного ребенка. Так как малыш не способен самостоятельно уравновесить свое состояние, он часто перевозбуждается, становится плаксивым, капризным, агрессивным, старается выплеснуть свое недовольство на других: ударить или что-нибудь сломать.

Родители, помните, что такое происходит не из-за того, что ваш ребенок злой, а потому что он не может справиться с собой. Ему плохо и он показывает это доступным для него способом.

Сложности в обучении — это последствия проявления СДВ. Так уж устроен наш мозг. Внимание, память и мышление тесно переплетены друг с другом. Внимание стоит особняком, так как оно напрямую влияет на состояние памяти, а она, в свою очередь, взаимодействует с мышлением.

Что происходит, когда страдает внимание? На занятии или уроке ребенок вертится, ему тяжело сосредоточится, это раз. У таких детей часто плохо развита моторика рук, зрительно-пространственная ориентация, поэтому появляются трудности в обучении письму.

Но главная проблема гиперактивных детей заключается в том, что их не принимают окружающие. У них нарушена мотивационная сфера. Они выглядят грубыми, часто «хулиганят», но не могут сказать, почему они сотворили такое. Был порыв, оценить который они не в состоянии, вроде бы знают, что такое нельзя, а почему нельзя осознать не могут. Поэтому взрослые раздражаются и злятся, а сверстники их избегают, так как они решают свои проблемы силой.

Если нет органических поражений мозга и центральной нервной системы, то примерно к девяти-десяти годам основные признаки сглаживаются. Но при отсутствии серьезного воспитания гиперактивность может перейти в психологические проблемы. Ребенок так и не научится контактировать с окружающим миром. Он будет уверен, что все настроены против него, надо защищаться, а лучшая защита — нападение. Поэтому не стоит упускать время.

Воспитание гиперактивного ребенка

Режим, режим, и еще раз режим. Четкий распорядок дня. Размеренность поможет ребенку управлять своей активностью.

Это — можно, а это — нельзя. Единые требования, предъявляемые взрослыми к ребенку, позволят ему определиться с границами дозволенного.

Требования должны быть конкретными, понятными и немногочисленными, но едиными для всех членов семьи. Ругать его за то, что делают другие бесполезно, он не поймет. Вообще, нотации надо сократить до минимума, так как гиперактивные дети их практически не воспринимают.

Нельзя переутомлять ребенка. По особенности развития дети с СДВ быстро устают, раздражаются. Поэтому для них актуально чередование спокойных и активных видов деятельности. Как правило, такие малыши тяжело засыпают и они очень впечатлительны. Сократите просмотр телевизионных передач. Придумайте свой ритуал отхода ко сну. Гигиенические процедуры, чтение сказок, спокойные игры и т.д.

Необходимо поддерживать порядок. Гиперактивные дети склонные превращать пространство вокруг себя в хаос. Следовательно, привлечение ребенка с СДВ к поддержанию порядка поможет сгладить разрушительную энергию.

Цели должны быть достижимы. Каждому ребенку нужно ощутить себя успешным, так формируется его самооценка. У гиперактивного ребенка много негативного опыта. Значит, надо создавать ситуации, в которых он будет успешен. Это будет стимулировать его к деятельности и постепенно научит преодолевать препятствия. Таких детей целесообразно учить действовать по образцу, повторять действия. Это подготовит его к тому, что освоить новое можно путем тренировок.

Тренировка внимания и памяти. Это обязательный пункт в работе с детьми с СДВ. Все упражнения даются дозировано, не более 5-7 минут в день. Это касается упражнений специальных, за столом. Но тренировать внимание можно и во время игры, прогулок, в повседневной деятельности. Сначала стоит упражнятся индивидуально, когда ребенок начнет с ними хорошо справляться, то можно сделать их групповыми.

Важно! Упражнения должны соответствовать уровню развития ребенка.

Ребенка с СДВ к школе нужно готовить специально. Попадая в довольно жесткие условия, требующие от детей серьезной концентрации и напряжения сил, такой ребенок чаще всего не справляется с нагрузкой. Ему становится неинтересно, он не успевает за другими, может замкнуться в себе. Догонять сверстников будет тяжело. Поэтому нужно заняться «профилактикой». В школе гиперактивные первоклассники часто требуют специфической, педагогической и психологической помощи и доброжелательности окружающих взрослых.

Следует помнить

Гиперактивность — это не болезнь, а особенность развития, которая требует от взрослых определенной стратегии поведения. Пускать дело на самотек нельзя — результаты, в этом случае, вряд ли вас порадуют. Некоторые дети и подростки с СДВ оказываются предрасположенными к асоциальным действиям, нарушениям поведения.

Прогноз развития ребенка зависит от большого количества факторов: степени выраженности гиперактивности, наличия недостатков умственного развития, эмоциональных и личностных расстройств.

Большое значение имеет адекватное лечение — оно позволяет регулирующим системам мозга созреть до необходимой степени. На фоне медикаментозной поддержки и педагогической помощи ребенок легче осваивает управление своим поведением. Как результат — установление более гармоничных отношений с окружающим миром и повышение самооценки.

© 2018 Наши крохи · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru